Учитель-логопед

Щербакова Лидия Дмитриевна

KABA5856

Образование: высшее 2003г., г. Екатеринбург,  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Филиал в г. Челябинске,  специальность «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия», квалификация «Олигофренопедагог, учитель-логопед»

     Стаж педагогической работы (по специальности) 14 лет, в данной должности 2 года; в данном учреждении  4года

Консультация для воспитателей

         Рекомендации к проведению занятий по развитию речи

Консультация-для-воспитателей.docx

Игры по развитию лексико-грамматическому строю речи

Игры по лексико-грамматическому строю речи

Дидактические игры по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста

kartoteka_didakticheskikh_igr

Рекомендации родителям

 

1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности.

Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими,

отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть

причиной его неуспеваемости в школе.

2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей.

В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную

речь в своём окружении.

3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители

являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья -

первая школа.

4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью.

Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте,

говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно,

средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет

ребёнку скорее овладеть правильной речью.

5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям

неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя

слова – заменители, такие как ням — ням (кушать), мяу (кошка) и т.п.,

говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать

правильное речевое развитие ребёнка.

6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми

словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и

предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится

говорить правильно.

7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с

лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у

ребёнка обращайтесь к специалистам.

8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте

быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная,

выразительная речь способствует правильному речевому развитию

ребёнка.

9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте

ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения

учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и

эмоциональное состояние.

 

 

  Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Данные рекомендации логопеда помогут вашему ребёнку развить речь в соответствие с возрастными нормами и улучшат состояние звукопроизношения.

1.    Проводите с ребёнком  артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».

2.    Используйте  игры для развития воздушной струи:  поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.

3.    Развивайте слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)

4.    Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза.

5.    Обогащайте пассивный и активный словарный запас:

•      учите называть предметы ближайшего окружения;

•      знакомьте со значением слов, обозначающих:

•      основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);

•      форму предметов (круглый, квадратный, овальный);

•      параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);

•      различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);

•      обозначайте словами свои и чужие действия.

6.    Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.

7.    Вводите в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).

8.    Оречевляйте и комментируйте все режимные моменты.

9.    Проводите пальчиковые игры.

10.  Включайте в жизнь детей игры-инсценировки и игры — драматизации по сказкам.

11.  Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями.

12.  Рассматривайте сюжетные картины и беседуйте по их содержанию.

13.  Рассматривайте с ребёнком игрушки и учите описывать их.

14.  Учите детей выполнять двухактные инструкции.

 Успехов Вам!

  Артикулляционная гимнастика для дошкольников.

Какие же существуют рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для дошкольников?

Итак, их можно разделить на восемь пунктов:

1) логопедическую гимнастику нужно проводить каждый день, для того, чтобы у малыша с каждым разом произношение становилось всё лучше и лучше. Занятия лучше проводить 3-4 раза в течение дня, каждое из которых не должно превышать 3-5 минут;

2) каждое из гимнастических упражнений для развития речи необходимо выполнять с периодическим повторением (5-7 раз);

3) так называемые, статические упражнения, которые выполняются в одном положении артикуляционной позы, следует выполнять каждую по 10-15 секунд;

4) при составлении комплекса артикуляционной гимнастики, следует выбирать упражнения с разными степенями сложности и выстраивать занятия по методу от простого упражнения к сложному. Лучше всего будет процесс обучения построить в форме игры;

5) ежедневно нужно повторять предыдущие упражнения и добавлять одно новое. В случае если малыш не справляется с выполнением одного из заданий, вводить новое на данном этапе не стоит до тех пор, пока усилия ребёнка не увенчаются успехом;

6) гимнастику следует выполнять ребёнку в сидячем положении, потому как в данной позе у малыша выпрямлена спина, а ноги и руки расслаблены;

7) во время занятий малыш должен видеть мимику лица у преподавателя или одного из его родителей, а также своё лицо, чтобы видеть все свои движения в процессе обучения. Именно поэтому лучше всего (артикуляционную гимнастику для дошкольников) проводить перед зеркалом, которое может быть как настенным, так и ручным (9х12см);

8) перед основным комплексом упражнений нужно сделать разминку для губ.

С чего начать гимнастику?

Логопедическая гимнастика начинается с того, что преподаватель или родитель в  игровой форме рассказывает в общих чертах об упражнениях, которые ребёнку предстоит выполнить в течение урока. Затем взрослый должен продемонстрировать данное упражнение. После этого ребёнку нужно повторить упражнение самостоятельно, а взрослый должен ему всячески подсказывать. Задача взрослого внимательно следить за исполнением заданий ребёнком (все движения должны быть чёткими, симметричными).

В случае если у малыша то или иное движение не получается, ему можно помочь чайной ложкой, чистым пальцем или специальном шпателем. Существуют также определённые хитрости, например, если ребёнок не может облизать языком верхнюю губу, её можно намазать вареньем или мёдом (любым любимым лакомством малыша). При первых занятия у ребёнка будет не всё получаться, поэтому родителям нужно набраться терпения. Упражнения обязательно должны проходить в ненапряжённой спокойной обстановке с использованием статистических и динамических упражнений.

Примеры упражнения для губ: 1) нужно попытаться улыбнуться так, чтобы не были видны при этом зубы; 2) нужно крепко сомкнуть зубы, а губы округлить и вытянуть вперёд. При этом нижние и верхние резцы станут видными.

Примеры упражнений на подвижность губ: 1) необходимо периодически покусывать с начала верхнюю, затем нижнюю губу; 2) нужно вытянуть губы трубочкой и начать ими вращать то вправо, то влево.

Примеры упражнений для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

Примеры статистических упражнений для языка: 1) нужно широко раскрыть рот, а язык уложить ровно в ротовую полость; 2) нужно открыть рот, а боковые края язычка загнуть наверх.

Примеры динамических движений для языка: 1) нужно открыть рот и языком попытаться дотянуться до носа, а затем до подбородка; 2) необходимо закрыть рот, а кончиком языка упираться в нижние резцы. При этом широкая часть языка выкатывается вперёд, а потом убирается вовнутрь рта.

Примерные упражнения:

Бегемотик: открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды), потом медленно закрываем.

Чистим зубки: улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.

Играем на дудочке: вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.

Чашка: улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.

Забор: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.

Артикуляционную гимнастику полезно проводить с детьми и дома. Занимаясь с родителями, ребенок еще лучше усваивает новые упражнения, с удовольствием занимается.

 Рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями

  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

  • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

  • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

  • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

  • Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

  • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

  • Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, окулисту, отоларингологу, учителю-логопеду.

  • Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

  • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

  • Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

  • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.