Образовательные стандарты

ФГОС

Комментарии по ФГОС

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Опубликован: 31 декабря 2012 г. Вступает в силу: 1 сентября 2013 г. Содержание:

  • Структура системы образования
  • Образовательные программы
  • Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Формы получения образования и формы обучения
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
  • Обучающиеся
  • Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
  • Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
  • Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
  • Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
  • Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Президентом РФ Владимиром Путиным 30 декабря 2012 года подписан Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации». Документ направлен на обновление российской системы образования и призван заменить целый ряд действующих на данный момент нормативных правовых актов в данной сфере (в том числе, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании»). Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Так, оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Кроме того, перераспределяются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Наряду с этим, МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Помимо этого, от платы за проживание в студенческом общежитии освобождаются льготники, которым такие жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке. В частности, это студенты из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды и ряд других. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы. В дополнение, отменяется ограничение, согласно которому родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, – 10%. Однако согласно новому закону учредитель вправе не взимать такую плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. При этом сохраняются нормы о компенсации части родительской платы. Документ вступил в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений.   ФГОС Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов» «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану» Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. ФГОС — система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.